Мозаика

Инклюзия

Инклюзия. 
Это ёмкое слово таит в себе достаточно объемный процесс. Ведь в него включены абсолютно все: педагоги, ученики, родители и даже младший школьный персонал.
Мы сторонники мягкой инклюзии, поэтому все мероприятия по её введению проводятся постепенно и по готовности каждого участника процесса. Конечно же, всё начинается со школы. И на плечи администрации ложится задача информирования всего педагогического состава о зачислении учеников с ОВЗ в образовательное учреждение. Но на этом дело не заканчивается, т.к. нужно объяснить особенность этих учеников, с чем каждый учитель теоретически может столкнуться и как это можно максимально эффективно решить, а в случае нежелательного поведения - предотвратить.
После чего, уже педагоги, в класс которых зачислены дети с ОВЗ проводят беседу в рамках родительского собрания с родителями учеников. Учитель рассказывает, что в классе будет такой ребенок, каким образом он будет включаться в образовательный процесс, объясняет, что это никак не отразится на качестве обучения остальных детей и отвечает на интересующие вопросы родителей.
И только после того, как становится очевидным тот факт, что все взрослые участники процесса понимают и смогут грамотно объяснить ребёнку особенность его необычного одноклассника и, возможно, ответить на каверзные вопросы, педагоги ресурсного класса, а именно тьюторы, начинают проводить уроки доброты в регулярных классах своих подопечных. В рамках этих уроков тьюторы рассказывают ученикам не только в общем о детях с ОВЗ, но и о конкретном мальчике или девочке, с которым они скоро встретятся. А так же о том, что это за взрослый находится постоянно рядом с ним и для чего. Часто детям на таких уроках показывают короткометражный социальный мультик и предлагают разукрасить мишку Петрушу - символ аутизма.
И только после этих мероприятий и уверенности в том, что все участники процесса настроены доброжелательно, ученика ресурсного класса начинают постепенно включать в коллектив сверстников. Сначала на переменах, а потом уже и на уроках.
Но все не так просто. Ведь несмотря на то, что класс готов принять своего особенного ученика, ребёнок с РАС не всегда готов сразу присоединиться к общему процессу обучения. Тогда силами педагогов ресурсного класса под руководством опытных АВА-специалистов проводится работа над решением этой задачи.
Например, наш Эмиль боится новых помещений, поэтому ему было сложно переступить порог своего класса. Только к Новому году, он начал заглядывать в класс и с интересом наблюдать за одноклассниками. Это, надо сказать, было настоящим прорывом. И благодаря профессионализму команды, а особенно решительному настрою его тьютора к концу года он, все же, вошёл в класс и гордо сел за парту своего регулярного класса.
Критерием успешной реализации инклюзии является благополучное обучение ребенка с ОВЗ в регулярном классе.
Публикации